Июнь 8, 2020

Жёсткая посадка

Автор: Анастасия Туманова

История эвакуации Киевской военной школы лётчиков (Киiвска вiйськова шкiла льотнiкiв) и слияния её с Московской авиашколой.

В фондах Российского государственного военного архива (РГВА) пока не удалось найти документы ни об истории сформирования Киевской военной школы лётчиков, ни о её работе в Киеве. Из разрозненных документов ясно, что в августе 1919 года вышеупомянутая школа была эвакуирована в Москву.
Согласно данным Школьного отделения ГУ ВВВ «Доклада Школьного отделения ГУ ВВФ об организации теоретической школы авиации и комплектовании авиашкол переменным составом, июнь 1919 г.» в июне 1919 г. лётная школа (Военная школа лётчиков) дислоцировалась в г.Киев, аэродром Пост Волынский, канцелярия располагалась по адресу: Крещатик, д.29, кв.6.

Эвакуация Киевской военной школы лётчиков в Москву началась в 20-х числах июля 1919 г. В строю находились 115 человек, из них: семеро человек административного состава, девять инструкторов и двадцать один ученик-коммунист. В школе было восемь самолётов:

  • два Фармана т.ХХ;
  • два учебных Кодрона;
  • один Моран-Ж;
  • один старый немецкий Альбатрос;
  • один Анаде;
  • один Ньюпор т.17.

Учлёты (ученики-лётчики) Киевской военной школы лётчиков:

  1. Мирский, командир, направлен в школу Начавиазап;
  2. Берзин, лётчик-наблюдатель 45-го авиаотряда;
  3. Пашуков, моторист 22-го авиаотряда;
  4. Рейншторм, направлен в школу Авиадармом;
  5. Мишура — военкомом Колосовым из Харьковского Авиа-парка;
  6. Ведулин — наркомом по военным делам [Украины] Дзевалтовским;
  7. Комо, 2-й авиаотряд, направлен в школу Начавиарм;
  8. Морозков, 2-й авиаотряд, — Авиадармом;
  9. Назаренко, направлен Начавиаюж;
  10. Белан, направлен Киевскими мастерскими;
  11. Аниховский, радиот., направлен Начавиаюж;
  12. Якилевич, механик, направлен Авиадармом;
  13. Шулатц, направлен Авиадармом;
  14. Фельдман* (предположительно, самостоятельно летающие. В оригинал семь фамилий написаны синими чернилами с припиской «С соглас[ия] Авиадарма»), направлен Полевым управлением Южного фронта;
  15. Альберих*, направлен федерацией иностранных коммунистов;
  16. Иджицкий*, направлен федерацией иностранных коммунистов;
  17. Лопухиский*, 21-й авиаотряд, направлен Начавиаукром;
  18. Агеев*, 21-й авиаотряд, направлен Начавиаукром;
  19. Шелухин *, 1-й Одесский авиаотряд, направлен Начавиаукром;
  20. Серов, направлен военкомом Колосовым.

Инструктора, военные лётчики:

  1. Андерс Влад. Федорович;
  2. Раевский Александр Евгеньевич;
  3. Пионтковский Ольгерд Густавович (цитата оригинала);
  4. Данигль-Мительсон Иван Христофорович;
  5. Горяный Николай Логинович;
  6. Борисов Василий Иосифович;
  7. Морозов Валериан Валентинович.

Исполняющий дела начальника школы военный лётчик Валентей (Валентэй).

При школе состояли лётчики Ходорович Виктор Антонович (бывший врид начальника школы) и Цивинский для особых задач, Базилевич-Княжиковский для поручений и немецкий лётчик, фамилии которого безымянный автор донесения не вспомнил.

6 августа 1919 г. военком школы Варман издал приказ по школе за № 80, предупредив «что все неявившиеся к погрузке и отправке будут считаться вне закона и дезертирами»:

«…согласно полученного мною срочного предписания об эвакуации школы из Киева о чем поставил всех военнослужащих в известность и при том всех призвал к революционной самосознательности и дисциплине и приступить к погрузке, а также всем подготовиться к отъезду, но в свою же очередь сообщил, что се мною замеченные в чем либо неблаговидном, а в особенности лицам имеющим скрытую мысль дезертировать, будут мною преданы Реввоентрибуналу…».

Призывы к революционной сознательности и угрозы преданию трибуналу должного эффекта не произвели.

Сведения о бежавших служащих Киевской военной школы летчиков, за подписью Валентея:

1. Базилевич-Княжиковский Иван Христофорович, инструктор и исполняющий должность помощника начальника школы по технической части Бывший прапорщик, военный лётчик. Окончил Политехнический Институт. Родился в 1891 году. Квартировал в г.Киеве, Столыпинская ул., д. № 49, кв.3. Других сведений нет.
2. Горяный Николай Логинович, инструктор Бывший поручик, военный лётчик. Окончил Владимирскую гимназию и Севастопольскую школу авиации. Женат. Родился в 1892 году. Квартировал в г.Киеве, ул. Мало-Васильевская д. № 12, кв. 8. Других сведений нет. Сбежал во время дежурства по эшелону
3. Зейдель Павел Альбертович, авиамеханик Бывший юнкер инженерного училища. Студент 1 курса Политехнического института. Родился в 1898 году. Квартировал в г.Киеве, Дорогожицкая ул., д. № 57
4. Ларионов Александр Иванович, заведующий счётно-хозяйственной частью Бывший чиновник военного времени. Окончил 3-х классное училище в Петрограде. Родился в 1886 году. Квартировал в г.Киеве, Львовская, д. № 18. Других сведений нет.
5. Морозов Валериан Валентинович, инструктор Бывший подпоручик. Окончил 3 курса юридического факультета Харьковского университета. Родился в 1893 году. Квартировал в Киеве, Б.Владимирская ул., д. № 47, кв.12
6. Стеценко Владимир Васильевич, инструктор Бывший прапорщик. Окончил Полтавскую 2-ю гимназию и Петроградскую инженерную школу. Родился в 1894 году. Квартировал в г.Киеве, Столыпинская ул., д.№ 55, кв.1
7. Кох Густав Рудольфович, заведующий центральным складом Бывший чиновник военного времени. Окончил среднее техническое училище. Родился в 1886 году. Квартировал в г.Киеве, ул.Суворовская, д.№ 16, кв.11. Других сведений нет
8. Сафончик Павел Слесарь 1 категории. Квартировал в Поселке Жулянах, близ города Киева. Других сведений нет
9. Мухоморов Александр, шофер ((Здесь и далее в оригинале: шоффер.)) I категории Бывший рядовой, шофер-моторист. Родился в 1895 году. Квартировал в гор.Киеве, Демиевка, Казацкая ул., д. № 11. Других сведений нет
10. Богдан Антон Антонович, моторист I категории Никаких сведений нет
11. Шаталов Сергей Павлович, артельщик на складе (коммунист) Бывший «нестроев. старш. разр.». Окончил 2-х классное училище. Родился в 1892 году. Квартировал в Киеве, Б.Васильковская ул., д. № 121, кв. 5
12. Эдельман Станислав Альбертович, переписчик Бывший рядовой. Родился в 1892 году. Квартировал в Киеве, Фундуклеевская ул., д. № 4, кв. 3
13. Кириченко Сергей Никитич, моторист I категории Бывший старший унтер-офицер, моторист. Окончил городское училище. Родился в 1893 г. Квартировал в Киеве, Поселок Чоколовка, Земская ул., д. № 18
14. Кох Юлий Рудольфович, моторист I категории, по имеющимся сведениям перелетел с бывшим врид начальника школы Ходоровичем к белогвардейцам Бывший «нестроев. старш. разр.». Окончил городское училище. Родился в 1894 г. Квартировал в Киеве, Чоколовка, Монастырская, д.7
15. Батрименко Степан Моторист I категории. Квартировал в Киеве, Чоколовский поселок, Чоколовская ул., д. № 7
16. Заяц Карп Александрович, моторист II категории Бывший старший унтер-офицер, моторист. Окончил народное училище. Родился в 1892 году. Квартировал в Киеве, Чоколовка, Земская ул., д. № 11
17. Белан (Бедан) Иван Петрович, моторист II категории Бывший старший унтер-офицер. Окончил городское училище. Родился в 1895 году. Квартировал в Киеве, Поселок Чеколока, Чоколовская ул.д. № 7
18. Глазков Николай Александрович, моторист III категории Бывший рядовой. Родился в 1897 году. Квартировал в Киеве, Митрофановская ул., д. № 31, кв. 3. Был уволен в отпуск в г.Чернигов, откуда не возвратился
19. Ярощик Иван Иванович, моторист III категории. Бежал в пути Бывший старший унтер-офицер. Родился в 1893 году. Квартировался в г.Киеве Чокололвский поселок, Монастырская ул., д. № 7
20. Слепенко Сергей Гаврилович, кладовщик Бывший старший унтер-офицер. Родился в 1890 году. Квартировал в поселке Чоколовка, Монастырская ул., д. № 15 кв. 2, близ гор. Киева
21. Гулид Василий Лекарский помощник. Других сведений нет
22. Ермоленко Аким ((По другим спискам: Антон.)) Ученик-лётчик. Бывший старший унтер-офицер. Родился в 1890 году. Других сведений нет
23. Ведулин, ученик-лётчик Никаких сведений нет
24. Маслов Владимир Ефимович, казначей Был оставлен в Киеве со служебными поручениями и по сие время не явился
25. Шрейберг (Шрейбер) Израиль, санитар

24 сентября 1919 г. Валентей просит начальника управления Военного Воздушного флота Украины отменить приказ о дезертирстве в отношении Маслика и Шрейберга.

Казначей Владимир Ефимович Маслик 13 августа заболел дизентерией, что было подтверждено медицинским свидетельством городского врача Дашкевича. Выздоровев, Маслик не смог покинуть Киев, так как город уже был занят неприятелем. Валетней добавляет «Тов.Маслик является очень хорошим работником и будучи связан семейными делами с Москвой не мог остаться в Киеве по собственному желанию». Израиль Швейберг 6 августа 1919 года был откомандирован в распоряжение уездного Комиссара и «того же дня отбыл из школы».

13 августа того же года уже в Москве прошло заседание президиума коммунистической ячейки Киевской военной школы лётчиков в количестве трёх человек: председатель Аниховский, секретарь Губиш и Огородников. На повестке дня стояли два вопроса: о перемещении школы и о замещении коммунистов, из школы уходящих. Постановили:

По пункту 1: обсудив положение создавшееся для Киевской школы лётчиков, президиум коммунистической ячейки постановил: обратиться в комиссариат Главоздухфлота с просьбой о присоединении Киевской авиашколы к Московской, как отделения последней ввиду следующих соображений:

а/ необходимости централизации школьного дела в целях продуктивной работы, нормальности снабжения и приобретения теоретических знаний;

б/ необходимости скорее продолжить обучение учеников школы лётчиков, т.к. дальнейшее путешествие аннулирует труды и средства, затраченное на обучение, и все это отразится на аппаратах школы.

По пункту 2: Ввиду ухода т. Губиша председательствование в тов[арищеском] суде возлагается на т. Рейншторма, обязанности секретаря комячейки возлагаются на т.Огородникова

В то же день, врид начальника и военком школы и помощник начальника по учебно-полётной части Раевский рапортовали в ГУ РКК ВВФ (Главное управление Рабоче-крестьянского Военного Воздушного флота) с просьбой командировать пятерых самостоятельно вылетавших на Фарманах т.ХХ учлётов в Московскую военную авиационную школу для дальнейшего обучения полётам:

1. Назаренко Ивана Петровича;

2. Губиш Петра Григорьевича;

3. Агеева Ивана Алексеевича;

4. Пашукова Платона Ульяновича;

5. Буенова (неразборчиво, возможно Бубнова) Василия Васильевича.

14 августа 1919 г. Авиадарм Сергеев телеграфировал в Главоздухфлот о прибытии в Москву Киевской авиашколы в составе:

— 5-ти исправных самолётов;

— 7-ми инструкторов;

— 42-х учеников, в том числе семи, вылетевших самостоятельно.

Авиадарм предлагал направить Киевскую школу не позднее 13-го августа направить для развертывания и возобновления обучения в Казань, а семерых самостоятельно летающих учеников принять в Московскую школу авиации.

20 августа 1919 г. помощник начальника по научно-технической части рапортовал своему руководителю о «состоявшемся решении Киевскую школу временно влить в Московскую создав при Московской школе три отдела», в связи с чем возникал вопрос о единоначалии. Предлагалось:

— Военного лётчика Воротникова Александра Степановича назначить начальником объединённых Киевской и Московской авиашкол;

— Военного лётчика Братолюбова Георгия Александровича оставить в качестве заведующего отделом разведывательных аппаратов и высшего пилотажа;

— Военного лётчика Валентея временно оставить начальником Киевской школы (лётный отдел).

21 августа 1919 г. четверо из пяти заявленных учлётов и один Фарман т.ХХ были переданы Московской авиашколе. В это время Киевская военная школа лётчиков ещё подыскивала себе аэродром под Москвой. Уже 15 августа того же года, военком Московской школы авиации рапортует в Школьное отделение Главоздухфлота:

«Из эвакуируемых из Киева авиационных мастерских прибыли в Москву и временно состоят при Парк-Складе следующие мастера:

Авиамеханик Упорин;

Столяры-сборщики Кретов, Михайлов, Дмитриев, Соловцов, Иванов, Волков, Бухарцев;

Слесари: Ануркин и Андреев;

Обойщик Лебедев;

Токарь по металлу Богданов;

Техник-конструктор Белоусов.

Московская школа авиации ощущая острую нужду как раз в рабочих таких специальностей ходатайствует о прикомандировании к ней этих рабочих»

18 августа 1919 г. после обследования комиссия по научно-технической части ГУ РКК ВВФ (Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота), произведя обследование Егорьевской школы авиации и её отдела в г.Зарайске, предлагает образовать

единую Московскую авиационную школу с двумя самостоятельными отделами

— Лётным с разведывательным подотделом;

— Высшего пилотажа с истребительным подотделом.

Оба отдела должны были быть сформированы из Московской, Киевской и Егорьевской авиашкол.

29 августа 1919 г. состоялось общее собрание военнослужащих и учлётов Киевской военной школы лётчиков с участием представителей управления Военного Воздушного флота Украины. Единственный вопрос: о существовании школы:

«После долгих прений вынесено предложение поставить на голосование основное — сможет ли школа существовать как самостоятельная единица, что большинством голов принято, что Киевскую Школу не расформировывать. Для выработки резолюции выбирается комиссия в составе: тов. Раевского, Яковчака, Курочки-Курчинского и тов. Вармана»

Резолюция собрания гласила:

«Фронту нужны лётчики. Для фронта нужна организационная работа тыла, преступно разрушать уже созданную организацию, на которую затрачено много сил: живых и технических, с тем, чтобы через некоторое время создавать ее заново. Вынужденная эвакуация Киевской школы не служит вовсе причиной ее расформирования. Ввиду этого целесообразно сохранить уже существующую и работающую интенсивно, даже при сравнительно скудных технических средствах, Киевскую школу первоначального обучения самостоятельной и развернуть ее на новом месте.

За время эвакуации её технические средства не только не уменьшились, но и пополнились горючим и самолётами. Чтобы не задержать выпуск уже достаточно подготовленных учеников их можно допустить к полётам на Московском аэродроме с средствами Киевской школы.

Для проведения в жизнь означенной резолюции, общее собрание поручает комиссии войти с ходатайством в Главное Управление Военного Воздушного флота и Авиадарм»

В этот же временной промежуток состоялось

заседание комиссии по выработке плана авиационных работ

, на котором присутствовали представители Главоздухфлота, Полевого управления авиации и воздухоплавания при РВСР, Московской и Егорьевской авиашкол, Киевской военной школы лётчиков и Московских командных авиационных курсов.

Очередной раз предлагается влить Киевскую военную школу лётчиков в Московскую авиашколу. Валентей возражает, ссылаясь на недостаточные размеры аэродрома на Ходынском поле для 35-ти групп единой школы, его поддерживает помощник начальника Егорьевской авиашколы по полётной части военный лётчик Куликов.

Помощник начальника по полётной части Московской авиашколы военный лётчик Левин «настаивает на том, что аэродром при зарытии канав вместит единую школу».

Комиссар Киевской военной школы лётчиков Варман протестует против её расформирования:

Председатель Дубенский вносит предложение о временном слиянии Киевской авиашколы и Московской созданием лётного отдела, так как в Московской школе из-за недостатка учебных самолётов, лётная часть должна остановиться.

Отстоять свою школу киевлянам не удалось. 15 октября 1919 г. военный лётчик Валентей рапортовал в Главоздухфлот о сдаче имущества и личного персонала Киевской военной школы лётчиков начальнику Московской школы авиации, согласно предписанию от 25.08.1919 г. за № 1997-д.

***

Источники (РГВА):

1. Ф.29, ОП. 4, Д. 268;

2. Ф.29, ОП. 9, Д. 9;

3. Ф.29, ОП. 11, Д. 4;

4. Ф.29, ОП. 11, Д. 5;

5. Ф. 24729, ОП. 1, Д. 1.