Апрель 7, 2020

Доклад Школьного отделения ГУ ВВФ об организации теоретической школы авиации и комплектовании авиашкол переменным составом, июнь 1919 г.

Автор: Анастасия Туманова

РСФСР

НКВД

Главное Управление Военного Воздушного Флота

4-ое Отделение 26 июня 1919 г.

Петроград. Москва (правописание документов приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригинала).

Количество школ

Об организации теоретической школы.

Школьное дело Военного воздушного флота, на основании [соглашения] с Полевым Управлением авиации и воздухоплавания при Революционном Военном Совете Республики реорганизуется на следующих началах:

Содержатся школы:

— Лётная (в Киеве);

— Разведывательных самолётов (в Москве);

— Теоретическая [школа авиации] (в Егорьевске).

Никаких других авиашкол в настоящее время не создается. В будущем проектируется создание школы воздушного боя в одном из городов Поволжья.

Теоретическую школу предположено организовать в Москве, обратив на её сформирование теоретическую часть и оборудование Егорьевской авиашколы, авиационные курсы командного состава и школу лётчиков наблюдателей.

Теоретическая школа подразделяется на два отдела:

I) теоретической подготовки лётчиков и

2) теоретической подготовки наблюдателей.

Слушатели I -го отдела по окончании курса командируются для обучения пилотажу в лётную школу, а слушатели 2-го отдела – для производства практических упражнений и полётов в школу разведывательных самолётов.

Временно, ввиду отсутствия помещений, затруднительности быстрой перевозки и необходимости дать закончить обучение состоящих в школе лётчиков-наблюдателей 26 учеников, устанавливается следующее:

А. Школа лётчиков-наблюдателей, располагаясь в одном помещении с Авиационными курсами командного состава, передает своё учебно-техническое имущество и оборудование классов в ведение администрации названных курсов.

Школа лётчиков-наблюдателей немедленно приступает к продолжению, прерванных эвакуацией занятий с переменным составом, пользуясь необходимыми пособиями, классами и имуществом, по согласованию с авиакурсами. Занятия с состоящими в школе учениками должны вестись интенсивно с таким расчётом, чтобы произвести выпуск их не позже как через 2 месяца, после чего школа будет расформирована.

Ввиду совместного расположения авиакурсов со школой лётчиков-наблюдателей и общего пользования имуществом, излишествующий постоянный личный состав школы постепенно ликвидируется, при чем специалисты откомандировываются в резерв МОУВВФ ((Московского отделения управления Военного Воздушного флота.)), военнообязанные – в распоряжение военного комиссариата г.Москвы, а вольнонаемные – вовсе увольняются со службы.

Б. Егорьевская школа авиации приступает к ликвидации лётного обучения, передавая таковое в Московскую школу, а не приступивших еще к обучению командирует в Киевскую школу.

В. Курсы командного состава приступают к набору слушателей на подготовительный и специальный класс и ведут занятия параллельно со школой лётчиков-наблюдателей.

О комплектовании школ переменным составом

Комплектование школ переменным составом производится на основах, изложенных в постановлениях 3-го Всероссийского Съезда работников В[оенного] В[оздушного] фл[ота]. Кроме того, Авиадарму предоставляется право командировать в школы для тренировки, испытаний и переучивания работников строевых авиачастей воздушного флота под его поручительством и ответственностью.

В настоящее время, Полевым Управлением при РВСР ((Революционном Военном совете Республики.)) предприняты шаги к изъятию школ из ведомства Гл[авного] Упр[авления] Военно-Учебных заведений в ведомство Главоздухфлота. Ввиду трудности проведения этой меры, временно, школы будут переданы в непосредственное подчинение Полевому Управлению, для чего при Полевом Управлении организуется Школьного отделение.

Впоследствии Полевое Управление предполагает снова передать школы в ведение Главоздухфлота. Принимая во внимание эти обстоятельства, полагал бы необходимым, во избежание ломки существующего уже налаженного аппарата по заведыванию школами передать номинально в Полевое Управление Школьное отделение Главоздухфлота с тем, чтобы по выходе приказа о передаче школ снова в Главоздухфлот, иметь готовый аппарат.

Считаю необходимым довести до Вашего сведения, что Гл[авное] Упр[авление] Военно-Учебных заведений в данный момент занято вопросом о создании при названном Управлении особого учебного отделения по авиа- и воздух- вопросам. С этой целью ГУВУЗ ((Главное управление военно-учебных заведений.)) предполагает на днях обратиться в Главоздухфлот с просьбой указать им, кого из работников воздушного флота можно будем привлечь к работам в проектируемом отделении. Считая, что вопрос о передаче школ воздушного флота в ведение Авиадарма и Главоздухфлота – вопрос ближайшего будущего, полагал бы необходимым ходатайствовать о нерасформировании Школьного отделения и прекращении организации такового при ГУВУЗ. Тем более что дать туда соответствующих специалистов-работников при общем недостатке соответствующих работников Главоздухфлот не может. В случае же признания за ГУВУЗом некоторого права на авиа и воздух-школы, считал бы возможным предоставить ему лишь общее наблюдение за прохождением курса в теоретической авиашколе, но ни коим образом не подчиняя ему специальных лётных школ.

Помощник Начальника Управления по Научно-Технической части ((Неразборчиво.))

Начальник 4-го отделения, лётчик-наблюдатель А.Костоусев

***

Источник:

РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 4 «Положения и штаты авиационных школ и курсов. Приказы РВСР об утверждении этих штатов», 05.10.1918 — 12.04.1919 г.г., 301 лист, листы 208 с об., 210.