Март 16, 2020

Проект организации единой Московской авиашколы с отделами лётным и высшего пилотажа, август 1919 г.

Автор: Анастасия Туманова

Российская Федеративная Советская Республика

Н.К. по В.Д.

Главное Управление Рабоче-Крестьянского Красного Военного Воздушного Флота

Научно-Техническая часть

18.08.1919 г.

Начальнику Главоздухфлота

Доклад

Комиссия в составе:

  • пом[ощника] нач[альника] Управления по научно-технической части, тов. Дубенского;
  • политического инспектора тов. Чугунова и
  • школьного инспектора тов. Новикова

произведя обследование Егорьевской авиашколы и её отдела в гор.Зарайске, пришли к следующему заключению (правописание документов приводится в соответствии с нормами современного русского языка, с сохранением стилистики оригинала):

1) Школа в г.Егорьевске существует в совершенно ненормальных условиях во всех отношениях. Площадка, окруженная котловинами, лесом, болотом и постройками совершенно непригодна для авиационного аэродрома.

2) При существующих условиях обучения полётам вследствие плохого аэродрома всего лишь на двух-трех самолётах не соответствует тем штатам, которыми руководствуется школа в данное время (18 инструкторов, что составляет 6 инструкторов на каждый действующий самолёт).

3) Колоссальное количество авиаимущества, заключающегося в лесных материалах, запасных частях к самолётам и моторам, в которых ощущался до сего времени сильный недостаток в других школах – хранится при Егорьевской авиашколе бесцельно в течение двух лет. Мастерские школы, имеющие ценные машины, станки и инструменты разбросаны по разным зданиям гор.Егорьевска. Принимая во внимание наличие указанных машин, а также отличный в смысле знаний авиатехнического дела персонал, нерационально было бы оставлять в дальнейшем такие мастерские для обслуживания школы, которая пользуется на старте всего лишь двумя-тремя самолётами.

Попутно с Егорьевской авиашколой был обследован и её отдел в г.Зарайске, причем оказалось, что отдел совершенно не соорганизован и не выполняет программ, установленных для отдела истребителей, выработанной комиссией Главоздухфлота от ((Дата не указана.)) с/г., а именно: никаких групповых полётов, воздушного боя, стрельбы по земным и воздушным целям с аппаратов и наземной стрельбы не производится.

Принимая во внимание все вышеизложенное, комиссия со своей стороны полагала бы необходимым в целях наискорейшего урегулирования и упорядочения авиашкольного дела произвести следующую реорганизацию:

1) Образовать единую Московскую авиашколу с двумя вполне самостоятельными отделами, из коих – один отдел Лётный с разведывательным подотделом и другой Высшего пилотажа с подотделом Истребителей. Причем Лётный отдел с разведывательным подотделом составляется из Егорьевской и Киевской авиашкол с выделением в него всего лётного имущества, находящегося в Московской школе и наоборот, все имущество Московской, Киевской и Егорьевской школ [передаётся] в Зарайский отдел Истребителей; [имущество,] предназначающееся для отдела высшего пилотажа и истребительного [отдела], должно быть слито в одно целое для образования, как уже указано выше – Отдела высшего пилотажа с Истребительным подотделом.

2) Мастерские Егорьевской авиашколы эвакуировать в г.Москву и придать таковые Московской авиашколе, разместив последние во вновь выстроенные здания на Ходынском аэродроме.

3) В г.Егорьевске оставляются, впредь до приискания в г.Москве соответствующего помещения, теоретические авиакурсы и при них классы мотористов, а т.к. для прохождения означенных курсов и классов необходимы для наглядного изучения самолеты, моторы и т.п. – образовать в Егорьевске тыловой авиаотряд, состоящий из 2-3 самолетов, небольшую мастерскую, музей и библиотеку.
Вышеизложенный способ реорганизации даст возможность:

Во-первых, своевременно и в равной мере снабжать всем необходимым авиаимуществом и горючими материалами, т.к. будет находиться вблизи Главоздухфлота, ГУ ВУЗ и друг[их] центральных учреждений;

Во-вторых, упраздниться существующий антагонизм между школами, который особенно резко проявлялся до сих пор, и благодаря чему усилилась и общая авиашкольная разруха;

В-третьих, сконцентрированное в одно место лётное имущество и наличие одних общих и обширных мастерских дадут возможность школе работать без остановки.
Что касается вопроса, который может быть затронут Главоздухфлом относительно допустимости устройства единой авиашколы в г.Москва, в смысле соответствия Ходынского аэродрома, комиссия, принимая во внимание обширность старта упомянутого аэродрома, на котором выставлялось только одной московской школой, не считая зав[ода] «Дукс» и стоящих в одно время отрядов, ныне отправленных на фронт – до 20 с лишком аппаратов, а поэтому применяемые в настоящее время Егорьевской авиашколой с Зарайским отделом и Киевской авиашколой 5-8 аппаратов безусловно не вызовут в полётном отношении никакого стеснения.
В случае наступления благоприятных условий в освобождении от неприятеля юга России, имея вполне сформированные упомянутые в сем докладе лётный, разведывательный, высшего пилотажа и истребительный отделы, в любую минуту можно перебросить в более удобное во всех отношениях место, образовав из каждого из них самостоятельную школу.
Подписи председателя и членов комиссии

***

Источник:

РГВА, фонд 29 «Управление начальника военно-воздушных сил РККА», опись 11 «Учебный отдел», дело 4 «Положения и штаты авиационных школ и курсов. Приказы РВСР об утверждении этих штатов», 05.10.1918 — 12.04.1919 г.г., 301 лист, листы 206-207 с об.